Историко-просветительский проект

...на той единственной Гражданской





«Нам надо понимать собственную ответственность за произошедшее. А именно, что революцию совершили толпы народа, и поддержка была почти всеобщей».

Православное учение допускает разные трактовки прошлого и настоящего. Одну из них (возможно, не самую популярную) озвучивает священник Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне Николай Савченко:

 

Человеческое число

Революции свершаются не какими-то тайными заговорами, а огромным извержением человеческих эмоций. Такой и была наша Февральская революция. У нее есть как духовные, так и человеческие, материальные причины.

Духовные причины революции состоят в том, что очень многие из народа решили, что можно и нужно отнять, забрать, присвоить. Христианские заповеди в умах многих оказались отброшенными прочь.

Человеческие причины в том, что общество было сильно разделено на богатых и бедных. И бедные не выдержали соблазна лицезрения богатства.

Кроме того шла война. А война – это ожесточение миллионов солдат. Это привычка к крови, смерти, жестокости. Во время войны жизнь кажется ничего не стоящей, а винтовка и курок – самыми главными и привычными инструментами и даже лучшими друзьями.

Война принесла ухудшение жизни населения. Сильно подорожали продукты и при этом раздражение накапливалось постепенно.

У каждого отдельного человека есть свой предел прочности, после которого человек не может выдержать испытаний: бедности и лишений. То же происходит и в народе в целом: при ухудшении условий жизни без духовного стержня он ломается. Так и случилось у нас в 1917 году.

 

Заговор отменяется

Я часто спорю с распространенным сейчас заблуждением, что у нас вокруг святого царя были сплошь враги, злодеи и сторонники запада. Что англичане и американцы якобы только и ждали как нас уничтожить.

Два с половиной года назад я написал статью «Февральская революция и народное покаяние», постарался напомнить, что революцию не делали великие князья, генералы и промышленники.

Наоборот, их действия были контрреволюцией – попыткой не допустить массовых беспорядков.

Наш правящий класс тогда в большинстве составляли хорошие добрые люди. Они привыкли к старой жизни и искренне не могли идти на коренные преобразования.

Они привыкли жить в дорогих домах и поместьях, ездить на балы, носить драгоценности и тратить огромные деньги. А в народе накапливалось раздражение. Государь наш тоже не был готов проводить быстрые и серьезные реформы, он считал, что мы придем к ним постепенно.

В Петербурге лишь малая доля населения владела недвижимостью, остальная масса снимала свое жилье и жила в доходных домах десятилетиями.

Предреволюционная Россия  - страна крестьянская, где 87% населения, те самые крестьяне, жили очень бедно.

В деревнях в начале 20-го века половина домов еще не имели печных труб и топилась по-черному, с сажей и копотью. Перед революцией больше 95% всех сельских домов были покрыты соломой или дранкой.

А рядом – дворцы и автомобили. В Петербурге к 1917 году счет автомобилям уже шел на тысячи.

Огромный имущественный разрыв, конечно, вызывал зависть, ощущение несправедливости, желание отнять. Этим и объясняется революционная борьба и стачки на заводах. Ожесточение нарастало постепенно, пока не достигло критической точки.

 

Церковь в феврале

Церковь в такой ситуации была обязана занимать примирительную позицию. А государь Николай II был особенно щедр к Церкви.

Он обеспечивал священнослужителей серьезными вспомоществованиями, служители алтаря жили безбедно даже на селе.

И часто позиция Церкви казалась работой в интересах правящего класса. Еще до революции священники уже оказывались под прицелом народного бунта. Поэтому, когда большевики пришли к власти, антирелигиозная политика нашла поддержку среди части населения.

В последнее время появилось много суждений: как Церковь могла одобрить Февральскую революцию? Но позицию служителей Церкви в феврале 1917 года нужно сравнивать с позицией остальных граждан. И тогда окажется, что священнослужители тогда оставались максимально консервативной частью общества.

Церковь до конца сдерживала революционные порывы. И, даже когда революция свершилась, реакция Церкви была наименее радостной.

 

Опьянение миллионов

Февраль, стал моментом, когда восстали толпы народа. Нам не хочется это признавать, многие хотят видеть в революции козни маленьких групп. Но это не так.

Не может маленькая зловещая организация воспламенить сотни тысяч против воли, чтобы они высыпали на улицы. 392 тысячи рабочих Петрограда начали стачку, 120 тысяч солдат петроградского гарнизона восстали за ними. Такое массовое явление нельзя организовать против желания масс.

Я священнослужитель, поэтому мой взгляд в первую очередь не экономический, не политический, а духовный. Люди не должны были так проникаться идеей слома всего существующего.

Надо понимать, что демократия по-своему справедлива, и она не осуждается Священным Писанием.

Хотя я и монархист, но должен подчеркнуть: в неканонической Маккавейской книге Библии говорится, что римское общество устроено так, что там нет царя, но есть сенат. И повествуется это с положительной оценкой.

Но нам надо понимать собственную ответственность за произошедшее. А именно, что революцию совершили толпы народа и поддержка была почти всеобщей.

Известны результаты свободных выборов в Учредительное собрание в ноябре 1917 года. Единственной партией, пытавшейся как-то сохранить прежние порядки, были кадеты. Но они на выборах получили лишь 4%.

А победу одержали эсеры, большевики и народные социалисты. Таково было демократическое волеизъявление народа – слом всего старого казался привлекательным и пьянящим. Ненависть к ближним – вот в чем заключался наш грех.

 

Понять и простить

И сегодня нам тоже нельзя допускать ненависть. Два года назад я пережил настоящее потрясение, когда увидел, что ярость без перерыва хлещет с экранов, воспламеняя войну на Украине.

Ни слова призыва к миру было не услышать.

А кто призывал к миру, подвергались преследованиям. Общество забыло, что ярость легко разжечь, но трудно потом погасить пожар и справиться с последствиями. За ненависть к соседей стране, ее культуре и языку Господь наказывает. И мы уже начинаем чувствовать такую расплату. В ближайшем будущем она станет еще тяжелее.

Нам нельзя допускать классовой вражды, вражды между народами, рисовать образ  «злобного Запада»: Польши, Прибалтики, Украины. Наше общество показывает этой враждой не свою силу, но наоборот свою болезнь.

Россия имела все возможности, чтобы решить все проблемы другим способом. Но мы избрали вражду.

Стране было бы полезно повысить роль Российского Императорского Дома в общественной и политической жизни нашего общества. Это живая связь с исконной Европой, с лучшим, что есть в европейских ценностях.

Такое решение будет органичным восстановлением исторического преемства. И одновременно это будет понятным многим за границей. Тогда произойдет примирение России с Западом на здоровых общих основах. А сейчас мы еще продолжаем жить в состоянии вражды.

Я уже привык к тому, что в мой адрес высказывается агрессия. Это происходило, когда я говорил о недопустимости почитания Сталина. И еще в большей степени, когда призывал к миру с Украиной.

Я получал многочисленные письма по электронной почте, в социальных сетях: угрозы, упреки, выражения злобы. И это писали далеко не только коммунисты, а и православные патриоты.

Это показывает, что суть и корень вражды – не в политических взглядах. Это духовная болезнь ненависти.

Сегодняшние события будут по прошествии десятилетий справедливо оценены. Так же как и события 1917 года видятся уже с почтительного расстояния с пониманием прежних ошибок и заблуждений. Дай Бог нам поскорее осознать свои ошибки.



Поделиться:

">
Александр Яцуренко
05.09.2016   Интервью 0    302 0

Авторизовавшись Вы сможете оставлять комментарии без предварительной модерации,
а так же влиять на рейтинг статей и комментариев.

Вы можете авторизоваться на сайте через:
Google Vkontakte Yandex


Комментарии (3)

  1. Игорь 29 ноября 2016, 22:26 # 0
    Священник не должен быть связан с политикой, поскольку его действия оцениваются двояко.
    1. Новоросс 05 сентября 2016, 00:31 # 0
      Как на одном сайте могут стоять настоящие патриоты и такие «священники» как этот?
      1. Геннадий 23 октября 2016, 10:04 # 0
        Нормальный священник, настоящий, не то что те кого называют заслуженно «ватой».
        Сепаратизм это зло!!!

      Новые комментарии


      Максим 23 февраля 2018, 03:13
      Обретение отечества 3

      Константин Папулов 27 марта 2017, 14:56
      Матильда и механика клеветы 2

      ВАЛЕРИЙ СВЕТЛЫЙ 06 января 2017, 22:27
      Апостол марксизма 1

      кровавая гебня 15 декабря 2016, 12:05
      Грозная красота революции 4

      Игорь 29 ноября 2016, 22:30
      2:0 в пользу России 2

      Новые статьи

      Незатопленная баржа

      Незатопленная баржа

      Министры-капиталисты на службе Советской власти

       Один министр Временного правительства стал красным командиром, другой – агентом НКВД, третий строил Дорогу жизни, за что был награжден орденом Ленина.

      Это не альтернативная история – это факты из биографий высших чиновников недолговечной Российской республики, арестованных в Зимнем дворце.

        События
       Комментариев: 0
      Сталин в современном информационном  пространстве

      Сталин в современном информационном пространстве

      Просветительский проект «ВСЕГДА». Дискуссия в петербургском отделении общества «Знание»

        Практика
       Комментариев: 0
      Мы столкнулись с формированием Красной армии

      Мы столкнулись с формированием Красной армии

       

      Мы так же, как герои Гайдара, поехали добровольцами, так же взяли в руки оружие, так же стреляли

      Нас могут сделать и преступниками. Все зависит от того, кто будет рассматривать информацию.

        Видео
       Комментариев: 0
      Апостол марксизма

      Апостол марксизма

      Он не раз побеждал Ленина в спорах, открыто назвал апрельские тезисы бредом и выступил против вооруженного восстания в октябре. При этом оставался убежденным революционером. И это противоречие всегда вызывало затруднения в оценке жизни и наследия Георгия Валентиновича Плеханова.

      Экспозиция «Апостол русского марксизма», посвященная 160-летию выдающегося социалиста открылась в музее политической истории в Петербурге.

        События
       Комментариев: 1
      Путём винтовки

      Путём винтовки

      Известнейший кадр гражданских войн в Западной Африке сказал, что совершенно не жалеет о пройденном пути, увенчанном отрубленными руками, ногами и головами, потому что в финале ему позвонил самолично Билл Клинтон.

      Рассказывает конфликтолог Владимир Носов.

       

       

        Видео
       Комментариев: 0
      Присвоенные достижения

      Присвоенные достижения

      Другого прошлого у славных большевиков, у Стаханова и Макаренко, у Сталина и академика Курчатова не было. Все вышли из одной и той же православной России.

        Противостояние
       Комментариев: 1